Пятница
29.03.2024
00:52
 
Григорий Антипенко
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Поэтическая страничка Тенюшки - Страница 53 - Форум | Регистрация | Вход
     Неофициальный сайт. Переходи на черную сторону – у нас весело!  
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: lemka, Grina, ЗачарованNая  
Форум » Креатив » Пробы пера » Поэтическая страничка Тенюшки
Поэтическая страничка Тенюшки
GrinaДата: Понедельник, 25.06.2012, 15:16 | Сообщение # 1
Убеждённый гришеит
Группа: Модераторы
Сообщений: 4351
Статус: Offline


Сообщение отредактировал Grina - Понедельник, 25.06.2012, 18:47
 
TenyushkaДата: Суббота, 12.11.2016, 16:06 | Сообщение # 781
Восторженный
Группа: Друзья
Сообщений: 682
Статус: Offline
Из Записок Безумного Шляпника.

Здравствуй, Беатриче!

Вот уже два года, как я не писал тебе. Но значит ли это, что я забыл тебя, моя девочка? Нет.

ВСТУПЛЕНИЕ

И вот опять, как два года назад, поводом к монологу будет Германия. Вернее, опять спектакль Бородина по пьесе Майкла Фрейна "Демократия". Помнится, я очень многословно рассуждал тебе о "Нюрнберге", и в этот раз, уж прости меня, буду долгим и нудным. Мы с тобой никогда не говорили о политике, и я тебе даже благодарен за это, потому что политика - это то, что сейчас разъединяет людей, и они, в угоду своим амбициям и псевдоубеждениям, переходят на личности и губят простые человеческие связи. А я отыскал (или попытался отыскать) в этой шпионской истории то, что неимоверно важно для нас было тогда, три с лишним года назад, и что мы потеряли. Дурацкий камешек попал под ноги и вызвал обвал, в котором погибла не только моя прежняя жизнь, но и отрикошетило в дорогих нам людей. Теперь руины камнепада уже зарастают полынью. Но не шиповником уже - да ладно, видно, не судьба.

Прости, что не поторопился с отчетом о "Демократии". Я ведь, кстати, тоже зануда, как и ты, и не писал о пьесе до тех пор, пока субстанция этой истории не пропитает как следует ткань моей души. Пока не прослушаю запись 250 раз, пока не прочитаю мемуары Маркуса Вольфа, пока не проанализирую встречу в МГИМО, пока не дождусь всех интервью с Майклом Фрейном и Петей, пока не докопаюсь до смысла последнего врубелевского граффити...

НОЧЬ. УЛИЦА. МОСТЫ. И ВОДКА

Но еще до последней находки, позволившей начать монолог, было вот что.
Мы пили водку в ночи с Цинциннатом Ц. (Да, представь, с настоящим!) И вдруг в ответ на его требование тоста я начинаю говорить о Демократии...
Но не в в смысле разновидности правления. (К слову, мы оба очень ценим "Аристономию" Бориса Акунина, а вот там как раз идеальные, на сегодняшний день, как мне кажется, определения АРИСТОНОМА и АРИСТОПОЛИСА - куда там демократии послевоенной Германии, показанной в пьесе!)

Но я не о ней.

Вот послушай!
Петя в недавнем разговоре сказал, что в названии пьесы Демо и кратия разделены. Но я же не дурак, я с самого начала закачал на сайт то, что на афише РАМТа - DEMOкратия. Да, власть и народ разделены, и нет в мире совершенства. Но всегда возможен следующий шаг, даже такой в железно-линейной логике, как твоя. А что если разъединенное соединить опять, но на новых началах? Что, если человеческие отношения поставить во главу угла? - в веселом ли и серьезном трепе дружеской попойки на Мойке, в общении ли в интернете, где покамест каждый может безнаказанно хлестать другого по морде рыбьим хвостом чванства, а может, и в большой политике, а уж там-то сейчас проблемы ого-го, жуть жуткая... Ведь все мы люди, все живем на одной планете и иногда даже говорим на одном языке. Демократия как возможность говорить и быть услышанным. И мы с ЦЦ выпили за Демократию! А ты знаешь, это не каждому так везет, с ЦЦ пить за Демократию!)))

РАЗНОГОЛОСИЦА

Но пока я еще не дошел до своего открытия, немного о разных языках.

МГИМО! Всеми правдами и неправдами я прорвался в это святилище, в котором ДВА ГОДА училась сама Виктория Клочкова, и не пожалел. Там действительно учат держать лицо.

В круглом столе попытка дискуссии, где обсуждают в первую очередь реального Гийома.

Историк, политолог, профессор (можно, я не буду называть фамилии?) и прочее, на полном серьезе говорит, что эта пьеса может быть интересна сейчас в России - с обратной стороны. Типа у нас сейчас по понятным причинам может быть спрос на идеализацию ГДР, в условиях ухудшающегося отношений между Россией и Германией. Плюс подвиг разведчика. Образ Штирлица. Здесь, в нашем положении, подполковник Гийом может стать Штирлицем сегодня. Правда, потом товарищ заявляет, что это, наверно, это кривое зеркало.

Маттиас, немецкий товарищ. Он, по-русски, с милым акцентом, но несколько пренебрежительно:
"Сравнение Гийома со Штирлицем - то, что он передал, это довольно скучно было. И самая беда - один раз был такой возможность - когда они были в отпуске. Там были действительно самые хорошие документы. Письмо от Никсона. Но жена Кристель, подозревая слежку, стала бояться и бросила в Рейн. И эти шпионские сведЕнья исчезли. Гийом это очень хорошая история, но это не типичный разведчик, не типичный Штирлиц. Это беда Вилли Брандта. Штази тратили миллионные деньги, чтобы Брандт был у власти. А так они сами себе подставили ногу."

(А это уже откуда-то, не помню откуда, и это верно, ведь в данном случае само место красило человека):
"Такой успех ведомства Маркуса Вольфа был для этого выдающегося разведчика подобен заложению его именной плиты на аллее славы спецслужб мира, если бы она существовала."
И в пьесе Арно Кречман вторит:
- Где был бы я, если б не ты! Сидел бы в Восточном Берлине, питаясь сосисками в служебной столовке. А где был бы Миша? Ты жемчужина в его короне. Тот факт, что ты сидишь по правую руку от бога, оправдание всей Мишиной карьеры.

А я, на основе спектакля, так полагаю, что не был Гийом шпионом. От слова вообще. Может, только сначала, из романтических представлений Пети-капусты об игре в Джеймса Бонда. А потом... По сути, он стал именно помощником. И в пьесе:
- Ты нам нужен, Гюнтер! Ты нам нужен, потому, что ты нужен ему. На кого ему еще положиться? Помоги ему! (Арно Кречман, Штази.)

Еще о разноголосице в МГИМО.

Из Бородина, который проповедует утопию в "Береге утопии", пытается держать театр в берегах, примирить непримиримое и объять необъятное:

В "Нюрнберге":
"Мы — это то, во что мы верим и что защищаем, хотя защищать это и невозможно."

И в "Демократии":
"Смысл всех наших страданий, борьбы и обмана рассыпается в пыль."

Его слова во время репетиций:
"Потому что остро ощущаю сегодня утрату утопии, мечты. Она, может, и недостижима, но, несмотря на это, человек должен двигаться ей навстречу. Без этого все становится бессмысленным."

И - ха-ха! - слова доктора философских наук на том же круглом столе:
"Пьеса актуальна, потому что мы вновь оказались в условиях холодной войны. Почему тогда стала возможна разрядка? Почему она прекратилась, и мы стали сползать к катастрофе?
Поколение лейтенантов (прошедших войну) - люди с идеалами и реалисты без иллюзий. Сейчас нам потребуются такие люди. Опасность иллюзий и лозунга "Будьте реалистами - требуйте невозможного". Мы платим сейчас за иллюзии."

Зайка Фрейн на той встрече разговаривал на аглицком, и мне, как и Пете, пришлось тупо кивать в ответ и улыбаться. А ведь знает русский! Не иначе как тоже шпиён!))

Ну так как же мы все же можем примирить непримиримое? КАК?

ШПИЁНСКОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ТВОРЧЕСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ

Ты знаешь, а я тут прыгал на одной ноге от радости, что смог проникнуть в творческую мастерскую драматурга - ну, хоть подглядеть в глазок! И самому попытаться связать кончик с кончиком.

Речь идет об упомянутой РАМТом в процессе репетиций книге Гуидо Кноппа "Предатели тайной войны". Там Гийому посвящена глава "Референт".

Читаю и просто вижу художественное переложение документального текста.

Пара-тройка примеров (на самом деле их десятки! сотни! если не тысячи!)))):

Его кабинет во дворце Шаумбург, который не особо ему нравился — он видел «черный шлейф прошлого» в архитектуре между эркером и башенками, находился прямо над помещениями канцлера. При таком расположении Гийому, в принципе, было легко следить за переговорами Брандта — и записывать их. Брандт тоже должен был слышать шаги Гийома, ходившего прямо над ним, мимо старого дивана Аденауэра, все еще стоявшего в кабинете Гийома: обстоятельство, причинявшее восточному шпиону почти физическое недомогание. Харизма старого господина, очевидно, все еще действовала — и после его смерти.
- Мой маленький кабинет. Сводчатые окна, само собой - привидения - у! - со времен кайзера, со времен нацистов, со времен оккупации, и время от времени я слышу какие-то щелчки в стропилах своего кабинета. И время от времени Вилли тоже слышит слабые звуки у себя над головой: шаги, скрип стула... Мой кабинет точно над ним.

7 января 1970 года министр и шпион сидели друг напротив друга в Ведомстве Федерального канцлера. То, что последовало, было настоящим блистательным шедевром немецкой разведки: профан Эмке, совершенно не разбиравшийся в тонкостях шпионского ремесла, равно как и Брандт или Эренберг, подверг подготовленного конспиратора и профессионала Гийома интенсивному допросу. Так хорошо притворяться не может никто, убедил себя Эмке после допроса. Вывод: Гийом говорит правду.
«Ответы Гийома не были такими слишком убедительными, что снова могло бы возникнуть подозрение. Они были столь нормальны, столь просты, что собственно из самого тона этих ответов возникало, во всяком случае — для меня, впечатление, что все, что утверждают спецслужбы — ерунда.»
Гийом сам был ошеломлен допросом, но вел себя спокойно. Хотя: «Эти два часа были одними из самых тяжелых в моей карьере». признался он позже. Его бесстыдство и наглость помогли ему.

- Я ожидал подобного допроса, но чтоб так внезапно... Промурыжили два часа - кто, где, когда. В конце концов, мне пришлось разозлиться... В конце концов, я почувствовал, что ком подступает к горлу...

Как можно чаще Гийом старался предоставлять канцлеру «возможность подзарядки». И, как это позднее выяснилось, лучше всего ему это удавалось во время путешествий. Поездки действовали на Вилли Брандта как лекарства. В дороге хладнокровный ганзеец становился разговорчивым и непринужденным, даже служебные дела спорились лучше. Потому несомненно не было случайностью, что свою предвыборную кампанию 1972 года Брандт вел с колес поезда.
Его предвыборные и «информационные» поездки вели старого и нового кандидата Брандта через всю Федеративную Республику. Маршруты были хорошо продуманы и отлично организованы. Об этом снова позаботился надежный Гюнтер Гийом, великолепный «мэтр д’ войаж». Брандт провозглашал речи, давал интервью, «ходил в народ». Одно мероприятие беспрерывно следовало за другим. Утром освящение больницы, затем в следующем городе на удалении ста километров обед с местными уважаемыми людьми, затем кофе в доме престарелых, а вечером, наконец, большая предвыборная демонстрация. Сроки были согласованы с точностью до минуты, ведь особый график движения «канцлерского поезда» должен был точно вписываться в общее расписание Федеральной железной дороги.

На время нашим домом становится этот шикарный поезд. Купе, отделанное тиком, а также орехом, вишневым деревом. Когда-то в них по нацистской Германии разъезжал рейхсмаршал Геринг. Теперь в них едет Вилли и просит немецких избирателей отдать за него свои голоса.
- Наберитесь мужества и проявите сострадание.
Сострадание - предвыборный лозунг партии.

Вилли! И всюду за ним следует Гюнтер! Властелин его календаря! Верховный жрец священного расписания! Личный камердинер! Хранитель портфеля с секретными документами!

Только я... слежу за тем, чтоб его костюм был всегда выглажен, подходящая сорочка и галстук... Все его контакты с внешним миром идут через меня. Странствующий рыцарь и его верный оруженосец. Бродячий фокусник и его ассистент, который знает все его секреты..

Семь минут на рукопожатие в ратуше, десять минут на беседу с мэром, три минуты в загсе как сюрприз молодоженам...

И наконец:
«Я не мог себе представить, что спецслужбы ФРГ используют собственного главу государства в качестве приманки. Они должны были бы предупредить и защитить Брандта, это значит, каким-то образом убрать от него шпиона. Меня ведь можно было бы с повышением отправить на другую работу! Но оставить меня там, чтобы получить новые улики, а в конце концов, утопить со мной и канцлера — это же было чудовищно.»
"Все эти годы, когда я отбывал срок, я долго размышлял о всей этой истории. Теперь я вижу, что все фрагменты головоломки встают на свои места. Недоверие, зависть, экономический кризис, болезнь. Гельмут, Геншир, Ноллау, Баухаус. Герберт Фрам, Герберт Мёллер и я сам. Я позволил им использовать себя не только Мише, но и Герберту Венеру. Он использовал меня, чтобы свалить Вилли. Это не дает мне покоя. И знаешь, Арни, мне стыдно. Да, мне стыдно, в конце концов..."

Даже декорации, придуманные Бенедиктовым, истекают из слов пьесы, сказанных с иронией, и цитаты реального Брандта.
Гийом:
- Вилли постоянно говорит о своем желании сделать работу правительства прозрачной.
Арно Кречман:
- Вот мы ему в этом и поможем.

Брандт: "Руководство ГДР так же хорошо информировано о том, что делается в высших инстанциях Федеративной Республики. Оба немецких государства, ФРГ и ГДР, похожи на стеклянный дом. Все очень прозрачно.»

Даже сам Арно Кречман, несуществующий в реальности персонаж, альтер эго патрона Гюнтера в ГДР Курта Гайлата,
даже он - из Гуидо Кноппа - наиреальнейший агент из Бонна, связанный с Гийомом и, по мнению автора книги, спасенный от тюрьмы благодаря саморазоблачению Гюнтера.

Но (!!!!!!!) чем больше я вижу внешнего сходства, тем явственнее внутреннее расхождение.

Гийом предстает любителем экзотической еды (лягушачих лапок в частности) и прогулок вдоль живописного берега Средиземного моря. («Он был похож на откормленную мышь», - вспоминала одна секретарша.)
Гюнтер уже укоренился в этом западном мире. И имел слабость проявить легкомыслие, решив остаться... Почти два десятилетия он был вдали от реалий ежедневной жизни ГДР. Могла ли «другая Германия» быть для него чем-то большим, чем загромождавшим память призраком, расплывчатым представлением.
(И ни слова о Вилли(((((.)

Даже реальное - Гийома - позднее утешительное для себя объяснение автор сваливает, как карточный домик:
"Этот итог относится к трагикомической главе «самооправданий». Экс-шпионы с удовольствием хотят придать своему шпионскому бытию более глубокий смысл.
Гийом реальный - "При всей своей скромности я думаю, что я внес небольшой вклад в то, что за последние десятилетия в Европе не началась война, что «холодная война» не переросла в войну горячую, что мы при всех трудностях все-таки могли жить в мире и не стреляли друг в друга."
Гийом пьесы - "Интересно, вспоминает ли он того, кто составлял его расписание, кто раскладывал его костюмы, приходит ли ему в голову, что я тоже сыграл свою маленькую роль. Маленький человек, который увидел великого человека и понял - ему можно ДОВЕРЯТЬ.
Я стою и провожаю его взглядом. Он изменился. Изменился и я, как и все вокруг...
Мы исцелились. И мы едины. Ну, на какое-то время, во всяком случае. И пока что все счастливы."

ДОВЕРИЕ

Вот мы и подобрались к самому главному для меня в этой пьесе и о чем бы я хотел тебе напомнить. О ДОВЕРИИ.

В книге Кноппа есть, правда, и о нем. Это документальные слова Гийома сыну Пьеру.

Когда отца арестовали, сын Пьер растерялся. Гийом попытался побыстрее дать ему еще пару советов для жизни: "Не теряй ДОВЕРИЯ!" — "Не позволяй убедить себя в том, чего ты сам не знаешь!"

И теперь, раскручивая и снова накручивая на веретено нить пьесы, я все больше убеждаюсь в ключевом слове моего восприятия "Демократии" - ДОВЕРИИ.

В пьесе мы возвращаемся к этому понятию раз за разом.

Сначала, когда новоиспеченный шпион осваивался в коридорах Шаумбурга, в кругу приближенных к канцлеру.

Эмке:
- Можем ли мы ДОВЕРЯТЬ нашим друзьям на Востоке? (Гюнтер тогда, видимо, впервые, услышал о торговле заключенными ГДР как самой эффективной отрасли для экспорта).
Гийом:
- (Да? Нет? что я должен говорить? Какая из моих половин должна отвечать? Сам я этот или сам я тот?
Вилли:
- Трудное решенье, очевидно?
Гийом:
- Одна моя половина хочет сказать одно, другая другое.
Вилли:
- Это позиция всех избирателей практически по любому вопросу (смех в зале).

Далее. Гюнтер после вечера в кругу "единомышленников", витийств Вилли и красного вина, остается с ним в кабинете один на один. С проблем государственных Вилли переходит к личным.
Вот диалог - извини, что длинный, но мне так нравятся их разговоры...

В:
- И все-таки вы находите время, чтоб заигрывать с секретаршами?
Г:
- Чисто по-дружески. Да, женат. У меня есть жена. Вы спрашивали? А знаете, господин канцлер, у нас с вами есть что-то общее (разговор о сыновьях, у Вилли Питер, у Гюнтера Пьер, большой поклонник Вилли.)
В:
- Да спит уже ваш сын. Вы, наверное, с ним никогда не видитесь?
Г:
- Видимся. По воскресеньям. Вот тогда я пытаюсь наверстать упущенное. У нас с ним воскресный обычай: мы садимся в машину и утром едем в аэропорт за газетами. Бродим по аэропорту, беседуем, даже не знаю, о чем. Наблюдаем, как взлетают самолеты, представляем, что находимся на борту одного из них. Поднимаемся, летим сквозь облака, вверх, к солнечному свету. Туда, где небо голубое. Жизнь проста.
В:
- Дело к ночи, и перед нами предстает совсем другой?... есть что-то романтичное в этом другом.
Г:
- А вот это в нас с вами, господин канцлер, тоже общее.
В:
- Значит, каждое воскресенье? Вы и Пьер?
Г:
- Да, ради этого и живу. Ради воскресного утра. Ради поездок с Пьером за газетами

(Он умеет слушать, в этом его секрет. Он слушает, что говорят другие.)

И вдруг ни с того ни с сего я слышу свой собственный голос:

- Помните, господин канцлер, вы спрашивали меня, можете ли вы ДОВЕРЯТЬ восточным немцам?

В:
- Вы заколебались с ответом, я помню.

Полночь, никого, кроме нас. Мы тихо беседуем вдвоем.
Г:
- Мы должны ДОВЕРЯТЬ друг другу. По-другому жить нельзя.
В:
- Спасибо!
Г:
- Согласны!

Арно Кречман - И тебе это сошло с рук?
Гийом - А я ему ДОВЕРЯЛ. А он ДОВЕРЯЛ мне.

А потом...
Опыт совместных поездок. Откровения после трудного дня.
О женщинах:
На какую из женщин упадет его взгляд на этот раз?
В:
- Я видел, господин Гийом, как вы разглядывали девушек.
Г:
- Чем вас так завораживают женщины, шеф?
В:
- Тем, как они смотрят на тебя, а ты смотришь на них. Тем, что ты не можешь их понять. Тем, что ты их понимаешь. Тем, как они улыбаются. Тем, как они смеются над тобой. Тем, как они серьезны. Тем, что они не такие, как ты. Тем, что они такие, какие они есть. Как они касаются твоей руки, твоего лица, нежность их прикосновения к твоей коже и нежность твоего прикосновения к ним. Каким разным ты можешь быть с ними, как может по-разному сложиться твоя жизнь.
Г:
Ну вот они уже ускользают от нас, и все эти сладостные возможности ускользают навсегда (привет Пьеру из "Приглашения на казнь"))).

О детстве:
В:
- Я пытаюсь вспомнить мальчика, которого знал в детстве. Тогда мы жили в ... Странный парнишка. Такой важный, серьезный. Мало радости в его жизни. Вечно голодный, без денег, без друзей, без отца.
Г:
- И звали его Герберт Фрам.
(Однажды он исчез. Осталась только его старая студенческая кепка. Только сейчас она сидела на голове молодого человека, которого никто никогда не видел и о котором никто ничего не слышал - Вилли Брандта.
...Но кепка-то в конце спектакля появляется на голове другого человека - Гюнтера Гийома. Который скажет в конце о Вилли : "Его ли я вижу в этом полумраке или свое собственное отражение?")

В:
- У вас был отец, господин Гийом?
Г:
- Да. Он работал пианистом в кафе.
В:
- Достойное занятие.
Г:
- А еще он был нацистом. А когда после войны он вернулся домой и обнаружил, что у моей матери другой мужчина, он выбросился из окна. Этаж был высокий.
В:
- Два мальчишки без отцов бродят по миру и ищут... Что, собственно, мы ищем?
Г:
- Не знаю... Может быть, женщин, шеф?

(Гюнтер!
Гюнтер! Он сказал, Гюнтер!)

Даже потом, когда Вилли уже знал, что Гийом на подозрении (а реальный Брандт в книге Гвидо Кноппа ниточки и карандаши раскладывал на документах, пытаясь поймать помощничка - так он кустарным способом ловил шпиёна), наш Вилли ведет задушевные беседы, еще больше открываясь. Подставляясь. Проникаясь.

В:
- Меня постоянно принимали за шпиона. Тебя никогда не подозревали в чем-нибудь подобном?
Г:
- Мне очень сложно представить вас шпионом. Слишком заметны.
В:
- Я знал все эти шпионские штучки, все эти чемоданы с двойным дном, симпатические чернила.
Г:
- Вы действительно писали симпатическими чернилами?
В:
- О, это очень полезный опыт. Это то, чем политики занимаются постоянно.
Может быть, я сейчас выполняю задание.

(И на мгновение я задумался. - О чем? - Так, ни о чем,)

Г:
- Это смешно. Шеф мог бы шпионить так же, как слон летать.
В:
- 1936. Я возвращаюсь в нацистскую Германию, в Берлин, на подпольной работе (о норвежском акценте). И постоянно в душе страх - что, если тебя застанут врасплох... И если ты сидишь, разговариваешь с человеком, с которым давно хорошо знаком, чувствуешь себя непринужденно, думаешь, что все идет как по маслу, и вдруг замечаешь, что он как-то странно на тебя смотрит. И тут же мысль - он знает! Он знает! Да, такая жизнь требует мужества.
Г:
- Могу себе представить!
В:
- Мужества и выдержки!
Больше выдержки, чем у меня. Я сбежал. Я не шпион, а просто чемодан с двойным или тройным дном.

(А потом снова о мальчике, который был. Или не был).)
Г:
- Тот, которого зовут Герберт Фрам.
В:
- Нет, кто-то другой. Такой жизнерадостный, вроде твоего Пьера. Герберт Фрам мог стать им, если бы отец играл с ним по вечерам или хотя бы просто признал его существование, дал бы ему свое имя - Герберт Мёллер. Мальчик, которым я мог бы стать, но так и не стал.

(По мне, так это уже просто подставить живот).

Г:
Мы беседовали тихими норвежскими вечерами. В этом непривычном северном свете все становится странным, неопределенным. Он видит меня насквозь, он играет со мной. Так же, как я играю с ним. Или он играет наугад? Или это я играю наугад? Его ли я вижу в этом полумраке или свое собственное отражение?
Но однажды он задает мне тот же, вопрос, который задавал и раньше:

- Ты все еще считаешь, что я могу им ДОВЕРЯТЬ?

Почти стемнело, я не вижу выражения его лица.

- Я надеюсь, что они не прослушивают все, что вы мне тут говорите, шеф? Иначе у них могут возникнуть сомнения насчет вас.

Алексей Владимирович как-то сказал, что в процессе репетиций у них возникло ощущение, что с самого начала все все знали.
И это тоже мне понятно. Человек не может сказать тебе всей правды, это в той или иной степени всегда так. Но разве это повод уничтожать человека, уличив в неправде? ДОВЕРИЕ - это нечто большее, чем утилитарное стремление докопаться до истины в последней инстанции.

О ДЕМОКРАТИИ

Название провокационное, поскольку у слова есть значения определенные, а смысл совсем далек от значений. Софья Апфельбаум на встрече в МГИМО говорила даже об опасении санкций по поводу развешенных по Москве афиш с названием спектакля и (даже не двуликим) а трехликим Янусом.

А Зоя Андерсон рассказала о долгих поисках альтернативы названия для спектакля Бородина. Даже дошло до "Второго мужчины", типа ассоциация с Грэмом Грином - "Third man", хотя там история как раз про утрату доверия - (цитата):
"Если человек видит, как рушится мир, как падает самолет, вряд ли его потянет на болтовню, а мир Мартинса определенно рушился, мир доброй дружбы, доверия к своему кумиру, мир, сложившийся двадцать лет назад... — Я сказал Гарри: «Не доверяй мне», но он не расслышал."

На встрече с Дарьей Златопольской в "Белой студии" еще один вариант прочтения слова: Демократия внутри нас - внутренняя попеременность мнений.
Пьеса вторит:
"Сам я этот или сам я тот?"
"Открываешь рот, чтобы сдаться, и слышишь свой собственный голос: "Да провалиться мне на этом месте, если я сдамся!" Открываешь рот снова и слышишь - все, пропал, погиб. Пожалуй так..."

А вообще над демократией в общепризнанном смысле слова Фрейн отлично посмеялся.
Вот вам лучшая форма правления!

Венер:
- Мы заявили всему миру, что будем смелее внедрять демократию, что бы это ни значило. Могу поделиться своим горьким опытом насчет демократии: чем смелее ее внедряешь, тем жестче ее надо контролировать. Это то, о чем наш рулевой не хочет знать. Ему хочется, чтобы тяжелая работа не пачкала ему рук.

Кречман:
- Западная Германия! Федеративная республика. Одиннадцать демократий, федераций, как хорьки в мешке... Множество жучков-точильщиков в каждой балке дома... 60 миллионов самолюбий, как незакрепленные доски на корабле, катаются по палубе во время шторма.

Эмке:
- Поражение - единственное, понимает что наша партия. Поражение означает наличие святых идеалов, поражение не предъявляет требований, Победа означает - надо что-то делать. А это неизбежно влечет за собой разногласия, компромиссы, ошибки.

Все:
- Стихийные забастовки, мусор никто не выносит, Гельмут в ярости.
Нашему правительству недостает лидера. Канцлер погрузился в свой собственный мир.
Вилли виноват во всем. Кто вчера не позаботился о том, чтобы светило солнце? Вилли! Кто виноват, что сегодня идет дождь? Вилли! Кто виноват, что крыша прохудилась, а ботинки просят каши? Вилии, Вилли, Вилли! Его рейтинг упал на 10%.

И Гюнтер, со свойственным ему чувством юмора:
Кандидат на выборах в бундестаг:
- Вы получите новую больницу, вы получите новую школу, вы получите новый мост через реку.
Голос из толпы:
- А у нас нет реки!
- Вы получите реку.

Ули, телохранитель:
- Как я справлюсь со всей толпой, когда они ринутся к нему.это хуже, чем на рокконцерте.
Г:
- Ули, я помогу тебе, мы их не пропустим. Ну, разве что парочку, самых хорошеньких.
У:
- А если бы это были твои дочери?
Г:
- Ули, мы слуги народа и должны уважать желание избирателей.

Но мое любимое вот:
- Парламентская демократия - это как на бесконечной буйной вечеринке. Вот ты еще на ногах, а вот ты уже на полу. Вот тебя выгнали, а вот ты опять вернулся. Вот все поют, вот все смеются, вот все танцуют, вот все дерутся. А вот кто-то теряет сознание за диваном, и вероятней всего это ты!

И укатали Брандта с должности канцлера совсем не шпионский скандал и Штази - а свои: соратнички, родные, друзья, которые всегда за спиной. Демократия в действии.
Не могу не отсканировать эту песнь свободы:

Сначала все шпионят за всеми.
(как пример - две Красные шапочки из Дрездена, которых за каждым углом ждет берлинский Волк).

Но Штази в лице Кречмана предупреждает:
- Вилли должен крепко стоять на ногах. Но если по какой-то причине он вдруг споткнется, Венер тут же с ним разделается, ему и Гельмуту достаточно малейшего повода.

И что?
Список верного телохранителя Ули, который регулировал приход-уход женщин: род деятельности- журналистки, партработницы, местные фанаты, проститутки... Донос о том, что Гийом помогал регулировать очередь. Все эти 10 страниц под диктовку с неизмеримым сладострастием переписаны и распространены друзьями, которые всегда за спиной. Соратнички...

А потом еще!
Ули:
- Возможно, господин Гийом делал фотографии. Он профессиональный фотограф. В поезде его купе было рядом с купе шефа.
Бульварная пресса - делал ли шпион Брандта порноснимки?

Свобода слова, а что вы хотели?

Гюнтеру только оставалось кричать в пустоту из тюрьмы:
- Это не я, я ничего не сказал, это не я, шеф!

Брандта вынудили уйти в отставку. И именно дерьмократы.

Да, он был нерешительным, вечно сомневающимся, но он делал свое дело по наитию, по своему предназначению.
(Исаев играет полуЯнинга, полуидиотину Громова)))) - но как классно!)

Я плачу, слушая его монолог!

- Что я сделал со своей жизнью, Гюнтер? Стремился вперед и выше? Чтоб все дальше и дальше приноравливаться, приспосабливаться, поворачивался спиной ко всем, кто меня не лижет. Забывал всех, кто помогал мне в пути, сбрасывал кожу одну за другой, как змея. Станция, потом другая. Одна маска за другой. Одно поражение за другим. Где я оказался? В поезде по дороге в никуда, без смысла и цели, на исповеди у пастора по имени никто.
Если ты падаешь, где лучше приземлиться? Если б только я не бросил курить.
Так недостойно уйти...

Но хватит уже облизывать Демократию, перейдем к Любви.

ЛЮБОВЬ

Вот не совру - с офсайта РАМТа, из интервью с Майклом Фрейном, вопрос:

- "Демократию" считают политической пьесой. Но, собственно, что в ней происходит? Шпион влюбляется в объект шпионажа. Как возникает неожиданная человеческая связь двух диаметрально разных людей - крупного политика и мелкого соглядатая?

А у Маркуса Вольфа читаю:

Шпионаж по любви

Тесная связь между шпионажем и любовными историями не является изобретением ни авторов бульварных романов, ни разведок. Она так же стара, как и вторая древнейшая профессия.

Тот факт, что связь между шпионажем и любовью напрашивается сама собой, более того, неизбежна, не особенно забавен. К числу многообразных причин, в которых коренились мотивы тех, кто действовал в пользу моей службы, наряду с политическими убеждениями, идеализмом, финансовыми и т.д... к моей службе прицепилась сомнительная слава школы “взломщиков сердец”, которые таким способом выведывают тайны боннского правительства.

В пьесе таакие интонации, таакое наше "Просто друзья"...

- Гюнтер! Гюнтер! Он сказал, Гюнтер!
- Шеф! (Привет Бриллингу!) Позвольте мне еще сказать, что...
Работа с вами - это лучшее, что когда-либо у меня было и когда-нибудь будет.

- Отпусти меня, Арни. Отпусти! я тебе больше не нужен. Что еще ты хочешь узнать?
Если я уйду сейчас, он никогда ничего обо мне не узнает, отпусти меня!

- Вот ты и счастлив опять.
- Я почувствовал, как солнечный свет пробивается сквозь тучи и освещает меня. Одного лишь меня. И сразу холодная серость дня отступила. Я почувствовал, как тепло разливается по всему моему телу.

- Я видел Вилли. У него такая тоска в глазах! Первая поездка без меня. Надел не тот пиджак к брюкам. А где обращенные к нему лица? Кто составлял его расписание? Кто мог назначить встречу с народом в то время, как по телевидению транслировался футбольный матч?
Журналисты возмущаются - при Гийоме такого не было.

- Тот, кому он мог когда-то довериться, был я. Тот, кто всегда был рядом, с улыбкой на лице, за которой ничего не скрывалось, без тайных амбиций, без скрытых разногласий, без затаенных обид.

Было ли это странное чувство безответным? Ведь поначалу Вилли сравнивал Гюнтера с владельцем порнолавки, просил Эмке избавить его от слишком ретивого помощника, но шли годы, а они оставались вместе. Долгие разговоры, совместные путешествия, пресловутая дружба семьями, горящий камин, запах норвежских грибов...

Когда Гийом при аресте безоговорочно выдал себя, о чем сразу подумал Вилли? О Пьере, сыне Гюнтера. Вовсе не о себе и последствиях для политической карьеры.

В:
- Гражданин ГДР и офицер? Он предоставил вам все доказательства. У вас против него ничего не было, он приговорил себя сам... Он сделал это ради Пьера.
Ноллау, кстати, более близок к истине:
- Возможно, чтобы все объяснить вам, господин канцлер.

И как же я хочу, чтоб старый миротворец, великий человек, после падения берлинской стены все-таки вспоминал маленького человека, который понял, что даже политику можно доверять. Чтобы эта простая человеческая связь со шпионом была для Вилли не постыдным пятном прошлого, а хотя бы поводом к размышлению об истинной демократии. Но, боюсь, нам этого никогда не узнать.

СРЕДИ ЭТОЙ СМЕРТНОЙ ЛЮБВИ

Рушащиеся декорации в глубине сцены - символ падения берлинской стены. Силуэты освобожденного от коммунистов народа. Парафраз финала "Rok-n-rolla".
Но на переднем плане - огромные Брежнев с Хонеккером, слившиеся в страстном поцелуе. Фотография-то эта на нашей с тобой памяти, но пришлось покопать в интернете, чтобы выяснить, что:
Оказывается, на остатках Берлинской стены есть известное граффити, посвященное «братскому поцелую» Брежнева и Хонеккера. Этот рисунок вызывает огромный ажиотаж, каждый хочет оставить здесь небольшую запись. Автор - Дмитрий Врубель. ("Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви"). Берлинская стена, 1990–2009.
Вернее, это поначалу был триптих.
"Сначала эта картинка была частью моей инсталляции, которая называлась "Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви" и состояла из трёх работ. Одна называлась "Господи", вторая - "Помоги мне выжить", а вот этот поцелуй был назван "Среди этой смертной любви". Врубель рассказывает о предыстории личного характера: девушка, в которую был влюблен, была американкой, работавшей в посольстве США. Полтора года встреч под постоянным контролем КГБ и ФБР. "По жизни я оказался между губ "этих ребят". И там неправильно, и тут, и там любовь - жуткая, смертельная, и здесь... и я взмолился: "Господи! Не дай умереть, дай вывернуться..."

Очень какая-то витиеватая ассоциация с действием спектакля, но я споткнулся о слово "Смертельный".

ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ ВСЕГДА ВДВОЕМ

Без всякой логики, просто по созвучию.

Гийом - Гиньоль.
Французская верховая кукла, кукла ярмарочного перчаточного типа, аналог русского Петрушки. Гиньоль также - обобщенное название пьес - развлекательных и жестоких мелодрам-фарсов.

Красилов:
"Мы бы хотели, чтобы у нас получился фееричный буфф."
Кто-то из интервьюеров:
"Веселая комедия с печальным концом".

Красилов:
"Правда, он вряд ли предполагал, что отсидит шесть лет, заболеет раком, семья от него отвернется..."
Из Википедии:
Петрушка побеждал всех противников, кроме одного —Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого. Это даёт повод для исследователей проводить параллели между образом Петрушки и множеством различных языческих богов, бесконечно умиравших и воскресавших.

В пьесе:
Вилли:
- Иногда я конечно, вспоминаю о нем. У нас у обоих неизлечимая болезнь.
Гийом:
- Я стою и провожаю его взглядом (И на голове у него - старая студенческая кепка, которую когда-то носил Герберт Фрам).

Рузанна Мовсесян:
Столько воздуха и смысла, и грусти, и тишины, и Мира, и Бога.
И того, что все умрут.
И людей.
И секунд.
И ночи из окна поезда.
И запаха норвежских грибов.
И запаха жизни.
И простите за идиотизм, но это прекрасно!

Значит, не только мне, закоренелому пессимисту и нытику, чудится в этом фарсе макабрический смысл?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последние слова Гюнтера Гийома:
- И куда бы он ни пошел, моя тень всегда следует за ним. Мы по-прежнему вместе.

А ты, моя девочка, чувствуешь ли ты за собой мою Тень, твою Тенюшку?

До свиданья, Биче! Храни тебя моя тень!


Сообщение отредактировал Tenyushka - Суббота, 12.11.2016, 17:09
 
ГалинкаДата: Суббота, 12.11.2016, 19:15 | Сообщение # 782
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3999
Статус: Offline
Наконец-то! И ожидание того стоило!
Tenyushka, sm47 !
 
HatyДата: Воскресенье, 13.11.2016, 12:34 | Сообщение # 783
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 4228
Статус: Offline
Спасибо, Tenyushka, интересно и поучительно, как всегда! fine
Очень понравился Петя на фото, рада за него, что ему поддаютя и удаются такие серьёзные работы.
Цитата Tenyushka ()
Прости, что не поторопился с отчетом о "Демократии". Я ведь, кстати, тоже зануда, как и ты, и не писал о пьесе до тех пор, пока субстанция этой истории не пропитает как следует ткань моей души. Пока не прослушаю запись 250 раз, пока не прочитаю мемуары Маркуса Вольфа, пока не проанализирую встречу в МГИМО, пока не дождусь всех интервью с Майклом Фрейном и Петей, пока не докопаюсь до смысла последнего врубелевского граффити...
С ума обалдеть! shok
Прощаем. :D
Цитата Галинка ()
ожидание того стоило!
А как ты на встречу в МГИМО попала? shok
 
HatyДата: Понедельник, 14.11.2016, 19:33 | Сообщение # 784
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 4228
Статус: Offline
Эээх, что же это ГригорьСаныч ни в каких столах не участвует. Ни в круглых, ни в квадратных ;) :)
 
ГалинкаДата: Среда, 14.12.2016, 22:45 | Сообщение # 785
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3999
Статус: Offline
Tenyushka, ещё раз спасибо за "Демократию"! Почему-то всё возвращаюсь и возвращаюсь к твоему письму.
 
TenyushkaДата: Четверг, 15.12.2016, 00:17 | Сообщение # 786
Восторженный
Группа: Друзья
Сообщений: 682
Статус: Offline
Галинка, sm47
Сейчас готовлюсь к январскому визиту в Москву на "Свадьбу Кречинского" в "Эрмитаж". Третий день отстреливаю по Кречинскому прежних лет. Дошла до 2002 года. Знаете, кто там играл Нелькина? Артем Семакин!!! я балдю! lol lol lol
 
ГалинкаДата: Четверг, 15.12.2016, 08:40 | Сообщение # 787
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3999
Статус: Offline
Цитата Tenyushka ()
на "Свадьбу Кречинского" в "Эрмитаж"

fine Вот еще одна моя театральная мечта!
Про Семакина - это фильм Козакова или был еще спектакль? Кстати, фильм интересный? Актеры-то хорошие...

(шепотом) Tenyushka, а "Эдип"-то случился?..
 
TenyushkaДата: Четверг, 15.12.2016, 17:04 | Сообщение # 788
Восторженный
Группа: Друзья
Сообщений: 682
Статус: Offline
Цитата Галинка ()
"Эдип"-то случился?..

Случиться-то случился, но не пошел. Римас что-то говорил об ангелах, которые наблюдают их игру с четвертого яруса, смеются и плачут. Мы с дочкой сидели практически рядом с ними, но сюжет оказался далек от нас, и спектакль стал лишь хорошо рассказанной историей. Может, надо было смотреть из партера, но там билеты по 20 тыс.)))
Признание своей вины - это постоянная тема Туминаса. Но если в "Онегине" и отчасти в "Пристани" это - словесно и зрительно, по смыслу и по чувствам, - было близко и понятно, то в "Эдипе", моя по крайней мере рациональность, не уступила место эмпатии.

Я потом еще пересмотрела Пазолини - и словила попадание в тему! Не могла понять, почему.

Но вот выборка из Фрейда:
"Действие трагедии состоит не в чем ином, как в постепенно пробуждающемся и искусственно замедляемом раскрытии – аналогичном с процессом психоанализа – того, что сам Эдип – убийца Лая и в тоже время сын убитого и Иокасты. Потрясенный своим страшным злодеянием, Эдип ослепляет себя и покидает родину. Предсказание оракула сбылось.

«Царь Эдип» – так называемая трагедия рока; ее трагическое действие покоится на противоречии между всеобъемлющей волей богов и тщетным сопротивлением людей, которым грозит страшное бедствие; подчинение воле богов, бегство и сознание собственного бессилия – вот в чем должен убедиться потрясенный зритель трагедии. Зритель, однако, оставался холодным и безучастно смотрел, как, несмотря на все свое сопротивление, невинные люди должны были подчиниться осуществлению тяготевшего над ними проклятия.

Если, однако, «Царь Эдип» потрясает современного человека не менее, чем античного грека, то причина этого значения греческой трагедии не в изображении противоречия между роком и человеческой волей, а в особенностях самой темы, на почве которой изображается это противоречие."

То есть не виноватая я, что миф о бессилии человека перед роком оставил меня равнодушной. У Пазолини же начальные кадры - антиэдипов комплекс, когда отец ревнует мать к ребенку. Но это дает толчок к восприятию абстрактного архетипа как лично пережитого. У Туминаса - хорошо сыгранная трагедия рока без аналогий - политических, личностных. Арлекин назвал "Эдипа" чистым спектаклем. Это ли он имел в виду, вряд ли, но для меня это сыграло злую шутку - даже после пересмотренной недавно "Игры в правду" я слезы глотала, а здесь - ну ни капельки!
Только сожаление, что Эдипа сыграл не наш ГГ.
А греки великолепны! Этакая этнографическая аутентичность!
 
ЗачарованNаяДата: Пятница, 16.12.2016, 00:45 | Сообщение # 789
Убеждённый гришеит
Группа: Администраторы
Сообщений: 2685
Статус: Offline
Tenyushka, спасибо!
 
HatyДата: Пятница, 16.12.2016, 10:23 | Сообщение # 790
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 4228
Статус: Offline
Спасибо, Tenyushka! Жаль, что спектакль не пошел, но все равно интересно.
Цитата Tenyushka ()
Только сожаление, что Эдипа сыграл не наш ГГ.
Ты что имеешь ввиду? Тебе Виктор не понравился?
 
TenyushkaДата: Пятница, 16.12.2016, 14:32 | Сообщение # 791
Восторженный
Группа: Друзья
Сообщений: 682
Статус: Offline



Вот как-то так я их дистанцирую :D
 
ГалинкаДата: Пятница, 16.12.2016, 23:41 | Сообщение # 792
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3999
Статус: Offline
Про "Эдипа" несколько неожиданно. Может, и вправду, не стоило заранее рецензии читать, дабы "чужие" впечатления не влияли на личные?
Tenyushka, Haty, прошу прощения, про Виктора все же не поняла... Он на тааакооой высоте? или он спесивый задавака? или что?
 
TenyushkaДата: Суббота, 17.12.2016, 23:26 | Сообщение # 793
Восторженный
Группа: Друзья
Сообщений: 682
Статус: Offline
Галинка, Виктор Добронравов - для меня, прежде всего это - бешеная работоспособность. И для Туминаса - надежность. Он идеальный ученик и не откажется от роли по совету своих тараканов. И то, что Бутусов взял его на роль Хлудова - это сила! А для Эдипа (чисто мое мнение) не хватило экстерьера. Во всяком случае, если сравнить в масштабе 1 к 1.5 с Максаковой, она выигрывает.
 
ГалинкаДата: Суббота, 17.12.2016, 23:38 | Сообщение # 794
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3999
Статус: Offline
Tenyushka, спасибо за комментарий! :)
Ты смотрела "Бег" ?! Даже немножко завидую...
 
TenyushkaДата: Понедельник, 19.12.2016, 18:33 | Сообщение # 795
Восторженный
Группа: Друзья
Сообщений: 682
Статус: Offline
Нет, "Бег" в Москве, а я редковыездная. Зато скоро пойду на "Комнату Шекспира" в Ленсовета)))
 
Форум » Креатив » Пробы пера » Поэтическая страничка Тенюшки
Поиск:

Связь с администрацией сайта: antipenko.ucoz.ru@gmail.com
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz