"Отелло" - уже третий спектакль на сцене Театра имени Вахтангова, решенный в жанре пластической драмы. Первым пять лет назад был "Берег женщин" - вариации на тему "женщина и война" с песнями Марлен Дитрих, затем - "Анна Каренина" по роману Толстого на музыку Альфреда Шнитке. И вот - "Отелло", с музыкой современных композиторов, главным образом, американца Джона Адамса. "Берег женщин" вызвал противоречивые отклики, зато "Каренина" имела успех сногсшибательный и в России, и за рубежом: например, совсем недавно ей рукоплескала Куба. От постановки Шекспира ждали не меньшего, и ожидания оправдались: спектакль получился цельным, страстным, абсолютно понятным даже для тех зрителей, кто подзабыл детали трагической истории ревнивца Отелло, убившего свою любимую супругу Дездемону. Режиссер-постановщик всех трех спектаклей - хореограф из Литвы Анжелика Холина. В интервью "Голосу России" она рассказала, почему решила поставить именно эту шекспировскую трагедию:
"Я выбираю материал не по масштабу пьесы, не по популярности, а по сердцу. Ставлю только то, что я чувствую. Я сама очень хорошо понимаю, что такое чувство ревности и насколько оно разрушительно для человека. Разобрать этот процесс – как ревность разрушает человека и его окружение – вот это было интересно… Такая лаборатория души человека".
Лаборатория - поэтическая, мистическая. К примеру, среди действующих лиц спектакля есть "мысли", они куражатся, нападают на героев, мучают их. Мысли нехороши, темны – соответственно, артисты облачены в серое, даже лиц не видно, сплошной серый цвет. В белом - одна Дездемона. А над сценой висит, вращается огромная люстра из согнутых железных прутьев, порой она опускается и тогда напоминает очертаниями то якорь, то клетку, то сердце…
Пластический язык спектакля сложен - тут и акробатика, и элементы классической хореографии, и модерн. "Мы репетировали полгода, а мне до конца не верилось, что я действительно станцую Отелло", - признался исполнитель главной роли, популярный актер Григорий Антипенко. Никогда прежде ничего подобного ни в театре, ни в кино ему делать не приходилось. Однако теперь актер убежден, что подобные "хореографические опыты" просто необходимы драматическим театрам:
"Вот такой сплав хореографии и драматического театра – это очень непросто. Но, я думаю, что такая "хореографическая прививка" нужна любому театру, это стимулирует труппу, заставляет ее поверить в себя, в свои силы".
Итак, "Анна Каренина", "Отелло"… Похоже, актеры Театра имени Вахтангова вошли во вкус, к профессиональному владению словом они добавили профессиональное владение телом. Возможно, серия спектаклей в жанре пластической драмы будет продолжена?.. Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2013_11_11/Bezmolvnie-strasti-Otello-v-Teatre-imeni-Vahtangova-8994/.