Понедельник
23.10.2017
10:59
 
Григорий Антипенко
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Вахтанговский. Будни и праздники - Страница 33 - Форум | Регистрация | Вход
     Неофициальный сайт. Переходи на черную сторону – у нас весело!  
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 33 из 50«1231323334354950»
Модератор форума: lemka, Grina, ЗачарованNая 
Форум » Творчество » Театр » Вахтанговский. Будни и праздники
Вахтанговский. Будни и праздники
ЗачарованNаяДата: Четверг, 17.10.2013, 15:56 | Сообщение # 1
Завзятый гришеман
Группа: Администраторы
Сообщений: 2379
Статус: Offline


Сайт театра
 
ЗачарованNаяДата: Пятница, 11.11.2016, 17:54 | Сообщение # 481
Завзятый гришеман
Группа: Администраторы
Сообщений: 2379
Статус: Offline
Галинка, спасибо! sm19 По-моему, не было такой информации, или я тоже пропустила...
 
TenyushkaДата: Суббота, 12.11.2016, 12:42 | Сообщение # 482
Восторженный
Группа: Друзья
Сообщений: 674
Статус: Offline
"Царь Эдип" Софокла в театре им. Вахтангова, реж. Римас Туминас
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
http://users.livejournal.com/-arlekin-/3464020.html

Первой постановкой Римаса Туминаса в качестве художественного руководителя театра им. Вахтангова был спектакль "Троил и Крессида" - по трагедии Шекспира на античный сюжет, заимствованный из "Илиады" Гомера. "Царем Эдипом" Туминас на новом уровне возвращается к античному материалу - теперь уже без ренессансного посредничества, напрямую обращаясь к древнегреческой трагедии, но и ряд внешних примет оформления (художник, разумеется тот же - постоянный соавтор Адомас Яцовскис), и менее очевидные, но более глубинные параллели между той работой (не имевшей столь же безусловного успеха, как последовавший вслед за ней "Дядя Ваня", но по-своему знаковой, программной для режиссера и худрука) и новой позволяет проследить как преемственность, так и вектор развития мысли. Конечно, и даже несмотря на то, что премьера "Эдипа" была сыграла в Греции, в аутентичном древнем амфитеатре Эпидавра, "античность" Туминаса условна и стилизация - последнее, что было бы режиссеру в данном случае интересно. Но и примитивно понятая "современность" волнует Туминаса мало, Древняя Греция для него - возможность говорить конкретно об универсальном.

Первыми на сцену выбегают две девочки - веселые и невинные, но уже несущие в себе родовое проклятье дочки греховной, инцестуальной связи Эдипа с Иокастой. Над гигантской "ржавой" трубой-катком возникают вещие черные птицы. А затем появляется Жрец - персонаж Евгения Косырева немало не похож на персону сакральную, осуществляющую связь между людьми и богами, наоборот, вместо священнодействия Жрец чуть ли не скоморошествует. Недавно я пересматривал "Медею" Камы Гинкаса, где античный (римский) текст соединяется с драматургией (Ануй) и поэзией (Бродский) двадцатого века, за счет чего Гинкас дистанцируется от самой категории "трагического", и разъятая на формальные элементы "трагедия" нарочито профанируется, поскольку в сегодняшнем мире подлинная трагедия невозможна, она неизбежно оборачивается фарсом:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3449706.html

У Туминаса вроде бы тоже поначалу трагическое подается как комическое, а "высокое" как сниженное. Это касается не только Жреца, но и Креонта - для Эльдара Трамова на текущем этапе, наверное, это наиболее значительная актерская работа: травестированный, почти опереточный манерный царек в пурпурном хитоне с бутафорским лавровым венцом поверх спадающих ниже плеч волос, номинально именно он оказывается главным антагонистом Эдипа, так что последний даже готов приговорить его к смерти, или по меньшей мере к изгнанию - но разумеется, не от Креонта, не от Вестника, объявляющего очередную "волю богов" (Олег Форостенко), и не от слепого прорицателя Тиресия (Евгений Князев) исходит опасность для Эдипа - для Эдипа опаснее кого-либо он сам.

Среди многочисленных телепрограмм, приуроченных к юбилею Вахтанговского театра, показывали документальный фильм, посвященный Юрию Яковлеву, где Римас Туминас упоминал нереализованные планы поставить на Яковлева "Ромула Великого" Фридриха Дюрренматта. Пьеса, которая когда-то шла в "Ленкоме", написанная Дюрренматтом тоже на римском позднантичном, но не мифологическом, а историческом материале, абсолютно условном, конечно же, сцены театра им. Вахтангова так и не увидела, но я зацепился за то, что Туминас назвал Дюрренматта "великим" писателем. С чем я согласен полностью, Дюрренматт - один из любимейших моих авторов с подросткового возраста, в связи с чем мне по поводу "Царя Эдипа" вспомнилась его новелла "Смерть Пифии", где варьируется все тот же, что и у Софокла, сюжет из фиванского цикла, переосмысленный через историю и философию двадцатого века как притча о невозможности человека предугадывать, а тем более контролировать события: по Дюрренматту миром правит абсурдный случай, индивид беспомощен перед лишенными всякой логики обстоятельствами, а тот, кто пытается управлять абсурдом, оказывается в дураках - у Дюрренматта таким персонажем выступает как раз Тиресий, и решение образа Тиресия в "Царе Эдипе" Софокла у Туминаса где-то, насколько мне показалось, сродни дюрренматтовскому.

но для Туминаса (в отличие от рационального, аналитичного и беспощадного Гинкаса) это не мировоззренческая декларация, а методический прием: конечно, всерьез воспринимать античное представление о трагедии как о противостоянии человека с Роком очень трудно, скорее всего, просто невозможно - где Рок и где мы... Тем не менее трагизма человеческого существования это не отменяет, просто конфликт смещается в иную плоскость, к неизбывным внутренним противоречиям, которые человек носит в себе. И к этой трагедии пафосом не пробиться - Туминас продирается к ней через сарказм, через цинизм современного (в широком смысле "современности", которая длится не первую тысячу лет) мышления, но достигает, доходит до самой сути.

Эдип в исполнении Виктора Добронравова, стоит ему снять позолоченный головной убор - обыкновенный человек, мужчина, муж, отец. Но обладание царским венцом возносит его над толпой сограждан, и Эдип уверен в своем превосходстве, в непогрешимости, в том, что он лучше остальных. Путь к пониманию, к осознанию, что он не только не лучше, но хуже всех прочих, грешнее, преступнее, ниже - и есть по Туминасу путь подлинно трагического героя. Сколь ни парадоксален на первый взгляд выбор Виктора Добронравова, блестяще работающего обычно в жанре музыкальной комедии, способного показать чудеса пластической эксцентрики (что, правда, в "Царе Эдипе" ему тоже пригодилось) на заглавную роль в греческой трагедии - столь же идеально, так что кого-то может и огорчить предсказуемостью, назначение Людмилы Максаковой на роль Иокасты. Эдип-Добронравов и Иокаста-Максакова, при заметно неравном объеме текста, становятся полюсами представленной Туминасом трагедии, где человек вступает в конфликт не с надмирной силой Судьбы, не с социумом, не с другим человеком-соперником, но с самим собой. Я ль не изверг? Я ль не убийца? - задается вопросом Эдип. Живи беспечно, не узнавай, кто ты - успокаивает его Иокаста, выступая как бы внутренним голосом того же героя, второй его ипостасью, пока первая стремится добраться до истины. Ключевая в этом смысле, на мой взгляд, сцена спектакля - диалог мужа и жены, сына и матери (он в белом костюме, она в черном платье), мизансценическая графика и интонационная мелодика которого выстроены до того совершенно, что на каждом "кадре" и каждой "ноте" хочется "остановить мгновенье".

Эдип, с одной стороны - глубоко индивидуализированная фигура, с другой - обобщенный человеческий тип, что подчеркивается постоянным присутствием в спектакле бессловесного, безымянного персонажа "воина" - Павел Юдин в доспехах "античного" воина с копьем на протяжении всего действия наблюдает, по касательной участвует в происходящих событиях, и его линия до какого-то момента служит экстравагантным контрапунктом к сквозному трагическому сюжету. Но когда сюжет приходит к развязке - именно "воин" пытается броситься на копье, покончить с собой - формально непричастный к прегрешению, невольному преступлению Эдипа, он переживает его как свое собственное. Да и преступление Эдипа ведь не в том, что он убил отца и женился на матери - сделал он это по незнанию, оказавшись без вины виноватым. Настоящая его вина - в самоуверенности: убежденность в своей непогрешимости, превосходстве, власти над обстоятельствами - вот в чем корень зла, и в этот грех впасть очень легко, для чего необязательно быть царем, но очень трудно, больно, а все-таки необходимо его избыть, искупить.

В спектакле участвуют артисты Афинского национального театра Греции, воплощая "хор фиванских старейшин", и это тоже не просто экзотичная этнографическая краска (от экзотики режиссер и художник как раз уходят, облачая хористов в стандартный "блэк-тай"), а значимый элемент решения: вот одинокий безмолвный воин - а вот многоголосный хор, чье эмоциональное состояние оттеняет метания героя. Как греки технически это делают - отдельный разговор, вероятно, насколько я понял, их так и не заменят русскоязычными артистами, а будут привозить время от времени, потому что для такой филигранной полифонической мелодекламации и при столь сложной хоровой партитуре (композитор партий хора - Теодор Абазис) даже опытному актеру необходим долгий специальный тренинг. Автор инструментального саундтрека - Фаустас Латенас, использующий для музыкального лейтмотива в кульминационных эпизодах тему Г.Ф.Генделя. Так в спектакле сходятся эпохи и различные культурные традиции, выводя на первый план экзистенциальное содержание мифологической фабулы: власть, исключительность, превосходство - заблуждение, самообман, морок. Но Туминас не ограничивается констатацией ущербности человеческой природы, он - и вот это, пожалуй, по нынешним понятиям редкость - указывает путь к исцелению: через индивидуальное, сколь угодно болезненное в катастрофичных для личного благополучия последствиях самопознание - на чем, в сущности, Туминас и сконцентрирован в своем творчестве, и в "Царе Эдипе", и, более или менее явно, в любой другой постановке, драматической или оперной.

И выводя эту тему за пределы частного опыта, Туминас уже после всех откровений, пережитых Эдипом, снова выталкивает на сцену его девочек. Герой уже обратился к царю Креонту с монологом, в котором просит позаботиться о потомстве - но что царь, тоже всего лишь человек. На детях Эдипа все равно лежит родовое проклятье - и дымящийся "каток", которому хрупкие девушки из последних сил стараются противостоять, их сметает. А потом эта жуткая труба под электронные вариации на тему Генделя подкатывает к самой-самой авансцене, вот-вот перевалит через рампу и проедется по партеру, передавив всех нас, как проклятых - род Кадма и человеческий род.

 
HatyДата: Суббота, 12.11.2016, 13:08 | Сообщение # 483
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3271
Статус: Offline
Tenyushka, спасибо, интересно.
 
TenyushkaДата: Суббота, 12.11.2016, 22:11 | Сообщение # 484
Восторженный
Группа: Друзья
Сообщений: 674
Статус: Offline
https://ria.ru/interview/20161111/1481155946.html

В преддверии 95-летия Вахтанговского театра художественный руководитель Римас Туминас рассказал в интервью РИА Новости о пути, который он прошел вместе с театром за почти десять лет руководства вахтанговской труппой, о премьере "Царя Эдипа", готовящейся к юбилею театра, а также о своих будущих работах. Беседовала Наталия Курова.

— Римас Владимирович, вы пришли в театр с великими традициями, блестящей труппой, но в трудные для вахтанговцев времена. Сейчас это один из самых востребованных театров, спектакли которого пользуются огромным успехом дома и за рубежом. Как вам это удалось?

— Я начал с понимания ансамбля. Когда есть ансамбль, тогда возникает семья, дом. Я пришел не в мертвый театр, театр жил, в нем работало много замечательных артистов. Они были готовы, они жили ожиданием, и надо было их только встряхнуть, заставить поверить в себя. Может быть, от отчаяния, но они доверились мне и пошли.

Я отменил все наказания — за опоздания или другие проступки, как будто эта мнимая дисциплина должна была театр подтянуть. Никого не стал увольнять и постарался убрать все их личные страхи. И тогда к ним пришла уверенность в себе.

Театр для нас — это дом, где мы побеждаем страхи, а для зрителя театр — дом, где тебе отпускают все смертные грехи. Ну, не все, конечно…

Сегодня я чувствую, что дом выстроен, но еще не совсем обустроен — нужна какая-то внутренняя отделка.

— В свои 95 Вахтанговский театр в самом расцвете сил, он купается в славе, обласкан зрителями, критикой, осыпан похвалой сверху. Чего еще желать?

— Сегодня успех, но преследует тревога — с успехом можно остановиться: кажется, чего еще добиваться, все и так хорошо. Но до победы и, как я говорю, до праздника жизни еще далеко. Может быть, мы до него и не дойдем, а может быть, это совсем не то, что мы себе представляем. Но это дорога, и нельзя останавливаться. Нужна сила, воля и, главное, идея должна быть настолько великой, чтобы не прекращалось желание движения по дороге к правде.

Я люблю цитировать слова Лессинга о театре, который "ласкает ухо и гладит глаз". Но это не имеет отношения к какой-то внешней красивости. Лессинг говорит о красоте человека, а до нее трудно добраться. И только через красоту лежит дорога театра к правде.

— Сейчас в театре, к счастью, продолжают служить великие вахтанговские старики. И ваш спектакль "Пристань", в котором корифеи показали высший класс игры, был важен и для них и для вас. В одном из интервью вы назвали его переломным для себя. Но старейшины уходят. Кто придет на смену и продолжит путь театра?

— К сожалению, мы уже понесли тяжелые утраты — простились с Юрием Васильевичем Яковлевым, проводили Галину Львовну Коновалову. Но надо жить дальше… Кто придет на смену? Это сложный вопрос. Иногда я думаю, кто придет на мое место, — когда-то это должно случиться. Но у меня ответа нет, как нет ответа и у многих старших мастеров отечественного театра.

С режиссерами сегодня проблема. Больше внимания уделяется подготовке актеров. Раньше нас так мучили в институте — почему решили ставить эту пьесу, для чего, как это сопрягается с сегодняшним днем? И все это нужно было подробно изложить, пользуясь театральной терминологией, а не просто — хочу поставить, потому что так чувствую!

Когда мы обсуждали этюды своих товарищей, каждый хотел высказаться, оценить — лес рук желающих сказать, что в этой работе не так. И тогда наш руководитель останавливал обсуждение, молча смотрел на нас, как Станиславский, покусывая ладонь, и говорил: "А теперь скажите, что вы увидели хорошее". И это главное, чему нас научили, — видеть хорошее в спектакле, в актере, в человеке.

— А сегодняшняя молодежь. Какая она?

— Пришло талантливое, умное поколение. Они хорошо чувствуют стилистику. Ведь современный театр — это мышление. Можно одеть актеров в джинсы и кроссовки, но это не значит, что спектакль будет современным. Современное прочтение — это современное мышление.

Молодым нравится размышлять. Они чувствуют, насколько важен ансамбль. Как важно работать с актером. Я всегда говорю: только займись актером, и он обязательно расцветет. Молодые режиссеры хотят выразить себя. Но ты попробуй понять и выразить автора, его философию, тогда в соединении с твоим видением может получиться что-то очень интересное.

— У вас есть где начинающим артистам и режиссерам проявить себя, опробовать свои силы, воплотить собственные идеи. Кроме основной исторической, в театре создана и уже второй сезон работает новая современная сцена-трансформер, недавно открылось арт-кафе…

— И еще театр Симонова.

— Римас Владимирович, общеизвестны ваши режиссерские предпочтения — вы ставите классику, русскую и зарубежную. А теперь и античную драматургию.

— С возрастом стал понимать, что я приближаюсь к античной трагедии или она ко мне. В молодости с трудом одолевал античную литературу, не понимал, что это за феи, духи… А оказывается, это все человеческие облики, все это про душу человека. Теперь античная трагедия стала мне понятна, близка, дорога и кажется самой лучшей драматургией.

— А современные пьесы?

— В современной драматургии я не нахожу главного — разговора о судьбе человека, нет боли за человека. В основном сарказм, ирония, злость, желание увидеть грязь и чем больше грязи, тем лучше. Кто-то захотел написать пьесу про Рублевку. Да, лет через 50 Рублевка даст столько новых потрясающих историй — там и Достоевский, и Толстой, и Чехов…. Но осознать и понять это явление можно только по прошествии времени. А сейчас это будет лишь занимательный сюжет и только.

— К 95-летию театра вы представляете премьеру трагедии Софокла "Царь Эдип". 12 ноября, накануне юбилея, состоится московская премьера этой античной трагедии.

— Дебют совместного проекта Вахтанговского и Национального театра Греции состоялся 29 июля на сцене древнейшего амфитеатра Эпидавра. Я так боялся этого пространства — никогда раньше не работал на таких площадках, вмещающих десятки тысяч зрителей. Но мы слились с этой природой. Соединение греческого мира с нашими реалиями совершило маленькое чудо.

И сейчас я жажду вернуться и играть именно там. А вот театральной сцены боюсь. Но надеюсь, что нам поможет греческий хор, который участвует в этом московском спектакле, и будет с нами везде, где бы мы ни показывали "Царя Эдипа".

То, что меня волнует в этой трагедии Софокла, это честь, гордость, достоинство, способность признать свои ошибки. Эдип грешен и очень ошибся в жизни, но он нашел в себе силы и смелость понять это и жестоко наказать себя за свои ошибки. Это вопрос чести и совести. Вот это духовный поступок. Где сейчас найдешь такого человека?

Эдип ослеп, но он внутренне прозрел. А прозрение — это есть очищение. В этом смысл и ум античной литературы. Великий миф. Сегодня этот разговор о достоинстве человека, о чести, которую так хочется вернуть в нашу жизнь, очень важен.

Эдип не оставляет меня в этом году, впереди осуществление нашей давней с Александром Тителем мечты — постановка оратории Игоря Стравинского "Царь Эдип" на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

— После вашего блистательного дебюта в Большом театре с "Катериной Измайловой" Шостаковича вас пригласили на постановку оперного шедевра Чайковского "Пиковая дама". Как будете совмещать Пушкина и Чайковского? Кто для вас будет главным?

— Главным, конечно, будет Петр Ильич Чайковский, поскольку это его творение, его музыка на сюжет Пушкина. Но о том, про что и как, пока говорить рано. Знаю только, что опера прекрасная, но очень трудна для сценического воплощения.

— А не хотели бы вы поставить "Пиковую даму" Пушкина на сцене Вахтанговского театра?

— Хотел бы, и, может быть, это когда-нибудь и произойдет, но не скоро. Сейчас не дает память о Петре Наумовиче Фоменко. Он поставил на вахтанговской сцене "Пиковую даму", и это был замечательный спектакль! К сожалению, после ухода Петра Наумовича некому было поддерживать уровень спектакля, а он со временем стал разваливаться. Я, когда пришел, не думал снимать спектакль, просил артистов вспомнить, заняться его восстановлением. Но так ничего и не получилось. Сейчас, к сожалению, в репертуаре нет "Пиковой дамы".

— Ближайшая ваша работа в родном театре — постановка "Фауста" Гете, которую вы планируете выпустить в этом сезоне.

— Работа еще не началась. Могу только сказать, что это будет игровое представление, даже с большой долей юмора. Особенно обременять зрителя мыслями Фауста не собираюсь. Постараюсь вскрыть нашу жизнь в этом непонятном мире через игру, гротеск. Хочется не философствовать, а играть.

— А есть еще что-то в ваших планах?

— Думаю вернуться к Чехову, наверное "Три сестры". Будет постановка в Англии. Пока, правда, это в стадии переговоров.

— А вам не мешают сверху, не корректируют ваши замыслы? Вы не ощущаете на себе груз цензуры? Она вообще у нас существует, как по-вашему?

— Знаете, однажды на вопрос американского журналиста, как живется художнику в России, я ответил так: "Большому художнику, как везде, и легко и трудно. А вот посредственностям тяжело, потому что им всегда что-то не дают, не разрешают, мешают…"

Одно могу сказать — за все время моей работы в Вахтанговском государственном театре я всегда ставил только то, что хотел. И никто никогда мне не сделал замечания по поводу репертуара или того или иного спектакля. У художника должен быть свой внутренний цензор, это важно.
 
HatyДата: Воскресенье, 13.11.2016, 12:44 | Сообщение # 485
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3271
Статус: Offline
Цитата Tenyushka ()
В декабре, в Питере.
Ээх, а я уж думала, не прицепиться ли к вам. ;) :D
 
HatyДата: Воскресенье, 13.11.2016, 18:46 | Сообщение # 486
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3271
Статус: Offline
95 лет Театру им.Евг.Вахтангова!!!



Вот так начался сегодняшний праздничный день Театра имени Вахтангова: народная артистка России Ирина Муравьева и народная артистка России Илзе Лиепа пришли на спектакль "Питер Пэн",после которого зашли к нашим исполнителям



Сегодня днём возложили цветы к могиле отца Основателя нашего театра



Вечером - премьера спектакля "Царь Эдип"


https://www.facebook.com/profile.php?id=100004878762403&fref=ts
http://www.vakhtangov.ru/shows/tsar_edip


Сообщение отредактировал Haty - Воскресенье, 13.11.2016, 18:47
 
TenyushkaДата: Понедельник, 14.11.2016, 13:08 | Сообщение # 487
Восторженный
Группа: Друзья
Сообщений: 674
Статус: Offline
http://www.mk.ru/culture/2016/11/13/vsem-truba.html

Начинается весело. Две девочки играют в жмурки. У одной, как полагается, глаза завязаны. Они хохочут, но мы-то знаем, что спектакль называется «Царь Эдип», а значит, завязанные глаза — это Судьба.

Всем труба

Человек слеп, не знает, что его ждёт. Над сценой уже реют зловещие чёрные птицы (жутче, чем у Хичкока), и мы понимаем: добром не кончится. А народ греческий недоумевает: «Поднявшись, рухнули мы вновь» — то есть не успела начаться хорошая жизнь, как на тебе — кризис.

Они хотят понять причину, догадываются, что здесь «неясный след давнишнего злодейства». Боги наслали губительный мор, эпидемию. Гибнет город-государство за то, что в нём живёт злодей. Древнегреческий случай.

Царь Эдип живёт спокойно, уверен в себе, ищет виновного. Да, когда-то он сам мимоходом убил то ли троих, то ли пятерых. Ну и что? Ведь один из них то ли сказал ему грубость, то ли толкнул. А кто нас обидит — дня не проживет.

Царь Эдип - Виктор Добронравов.

Эдип — хороший правитель, люди довольны. И вдруг выясняется, что то старое пустяковое убийство — роковое!

...Многим казалось: Туминас не поставит ничего лучше «Онегина». И вот «Эдип». Может, и не лучше, но выше. И понятно почему. «Онегин» — драма, «Эдип» — трагедия. «Онегин» — бытовой, блестящий, глубокий, остроумный. «Эдип» — космический, базальтовый, тектоническая плита.

Русский литовец сегодня — крупнейший режиссер мира. Тяжёлая позиция, неизбежны две большие неприятности: «любовь» коллег и — страх поставить что-то заурядное, слабое. Сразу скажут: «Вот его уровень, а с «Онегиным», с «Эдипом» ему просто повезло. Удача, судьба».

Крупнейший театральный режиссер мира — часто этот титул был у нас. Мы тут впереди планеты всей (как США по Нобелевским премиям). Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов, Таиров… Казалось, Сталин задушил всё живое в русском театре. Но — вернулось! «Современник», Таганка, Эфрос, Товстоногов, Стуруа, Някрошюс (не теперешний)…

✭✭✭

Фатализм — забытый всюду; презираемый марксистами (ибо всё решают производственные отношения и какие-то формулы типа «деньги — товар»), презираемый капиталистами (ибо всё решают акции, инновации, капитализации и какие-то формулы типа «товар — деньги»).

А фатум, Судьба?

Уму непостижимо: исчезли великие империи — Римская, Чингисханская, Великобританская, Османская, Советская; исчезли цивилизации, а пьеса жива! Ей две с половиной тысячи лет, а мы пользуемся ею ежедневно. Там ведь не только про судьбу. Не только про власть и народ. Там Эдипов комплекс, про который слышали все, а не одни лишь психологи и психиатры.

Вот он — на сцене. Человеку предсказано, что он убьёт отца и женится на собственной матери. Он в ужасе. Он бежит из родного дома, чтобы избегнуть этого ужаса: отцеубийства и инцеста. Бежит за границу, в другое государство (тогда для грека уйти в другое город означало изгнание, тяжелейшее наказание, равное смерти).

Он уверен, что бежит от Судьбы, а на самом деле — навстречу Судьбе. Ибо не знает, что он — подкидыш, вырос у приёмных родителей. А настоящий родной отец уже едет навстречу, на встречу с сыном, навстречу смерти от руки родного сына. И всё предсказанное сбудется.

✭✭✭

Люди, ставшие подданными Эдипа… Как это случилось? Ведь он убил их царя! Они должны бы казнить его, но встают на колени перед цареубийцей.

Они не знают! Их прежний царь куда-то пропал, и сразу вслед за этим в их городе появился Эдип, спаситель государства. Но ведь «вслед за этим» не означает «вследствие этого». Просто удачно совпало, судьба улыбнулась. А теперь, спустя годы, — мор. И граждане (греки) недоумевают: «Поднявшись, рухнули мы вновь».

Царица выходит замуж за убийцу мужа. Потом это случится у Шекспира — в «Гамлете», в «Ричарде III»… Но разве такое случается только в пьесах?

Царица Иокаста и ее муж/сын царь Эдип. Людмила Максакова и Виктор Добронравов. Фото: Валерий Мясников

Люди стояли на коленях перед цареубийцей, а когда он помер — поместили в мавзолей и миллионы ходили и ходят туда, кланяются мумии. Не осуждаем; это просто пример судьбы.

Гришка Отрепьев… Мать царевича Димитрия признала его сыном, народ встречал самозванца стоя на коленях.

Тут, однако, «Эдип» — абсолютная вершина. Ибо решающее значение имеет единственное обстоятельство: кто твой противник?

Противник Гамлета — король Клавдий и вся эльсинорская система. Противник Гришки — сомнительный царь Годунов. Противники Ленина — царский режим, затем буржуазный. Противники Ельцина — Горбачев, затем Руцкой/Хасбулатов — человечки. А значит, победа очень возможна, нужны только решимость и удача.

Противник Эдипа — Судьба. Шансов на победу нет и быть не может. От Судьбы не уйдешь. Она сделает тебя царём, а потом начнётся мор, и народ спросит: почему мы погибаем? И раскроется преступление, смертельный грех.

✭✭✭

Спектакль Туминаса абсолютно чист.

Царица, узнав, что рожала детей от собственного сына, вешается. Но в точности, как полагается в античной трагедии, это происходит за сценой. Публике не показывают вывалившийся язык, дёргающиеся ноги. В классической трагедии тарантинить нельзя.

Людмила Максакова - царица Иокаста.

Людмила Максакова играет потрясающе. Первое её появление — счастливая жена молодого счастливого мужа. Узнав правду, она не вопит, не рвёт на себе одежды. Но мы видим, как у нас на глазах она погибает. Внутренне погибает. И уходит со сцены, зная твёрдо, что идёт к самоубийству, к смерти. Уходит без возврата. Поэтому идёт странно, слегка отклонившись всем телом назад так, будто в спину ей упёрлась и выталкивает из жизни чья-то ладонь. А при этом она идёт вроде бы добровольно. Эта пластика красноречивее слов: не хочу умирать, но надо.

И Эдип — чёткий, смелый, презирающий подданных Виктор Добронравов — выкалывает себе глаза за сценой. В античном театре не полагается выкалывать глаза на глазах у публики, проливать клюквенный сок из фальшивых дырок. Нам лишь рассказывают:

...И видим мы: повесилась царица —
Качается в крученой петле. Он,
Её увидя вдруг, завыл от горя,
Верёвку раскрутил он — и упала
Злосчастная. Потом — ужасно молвить! —
С её одежды царственной сорвав
Наплечную застёжку золотую,
Он стал иглу во впадины глазные
Вонзать, крича, что зреть очам не должно
Ни мук его, ни им свершённых зол.
Так мучаясь, не раз, а много раз
Он поражал глазницы, и из глаз
Стекала кровь — багрово-чёрный ливень…

Две с половиной тысячи лет назад публике не показывали имитацию ужасов, а рассказывали о них. У людей бешено работало воображение.

✭✭✭

Художник Адомас Яцовскис — половина успеха. Огромная, с виду каменная труба лежит на сцене. Это Колесо Фортуны выкатилось прямо из ада. Беспощадное, неумолимое. Оно возносит (буквально) — возносит вцепившихся людей к небу, точнее — к власти. И давит людей — тоже буквально. (Конечно, никто из артистов театра Вахтангова, никто из греков, приехавших изображать греческий хор, не будет раздавлен. Но сделано так, что в нашем воображении хруст костей.)

Композитор Латенас! Каменная труба звучит как полагается. Могучий звук вынимает душу. Всем телом понимаешь: она зовёт на Страшный суд. И это не приглашение, а приказ. «Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца, и третья часть луны, и третья часть звёзд». Греки, конечно, не знали про ангелов Апокалипсиса, думали, что трубит бог-душегубец. Но мы-то знаем.

Эта штука впервые материализовала русское выражение «всем труба» (предсказание общей и скорой неизбежной гибели). Впервые эти два русских слова превращены в предмет, который без пояснений, без переводчика понятен всем народам Земли.

Оно не остановится, оно раздавит и детей Эдипа. Его сыновья (они же его единоутробные братья) убьют друг друга, дочь Антигону приговорят к казни…

Эта штука, если и не превзошла, то уж точно не уступит знаменитому занавесу «Гамлета» на Таганке — гениальной работе Давида Боровского. Огромный, рыхлый — дряхлый, древний и в то же время вечный — он сметал людей с лица Земли.

Вахтанговское Колесо Судьбы — давит людей. Древнее, дырявое, с виду многотонное; и дым из всех дыр, как из прогоревшей трубы крематория. Это не про Освенцим, греки сжигали своих мертвецов, но это и про Освенцим тоже.

...Занавес для Таганского «Гамлета» связали 45 лет назад какие-то старухи в Прибалтике, и оттуда же прикатились в Москву, в Москву, в Москву режиссер Туминас, художник Яцовскис, композитор Латенас (такой яркий и мощный, что непонятно, как его до сих пор не украл Голливуд) — сегодня эти трое абсолютные чемпионы мира.

✭✭✭

Очень современно. За преступление царя боги наказывают весь народ. Вечная история.

Всего лишь одно убийство — по приказу Годунова зарезали царевича Димитрия — но спустя годы, когда казалось, что всё забыто, быльём поросло, вдруг из могилы вылез Лжедмитрий, и покатилось колесо — Гражданская война, интервенция, смута…

Через 300 лет опять — Николай Кровавый и весь народ жутко поплатились за Ходынку, за расстрел 1905 года… И нам не сдобровать — докатятся до нас взорванные московские дома. Вспомним тогда невыученные кем-то уроки истории.

Александр Минкин
 
HatyДата: Понедельник, 14.11.2016, 19:49 | Сообщение # 488
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3271
Статус: Offline
Сильно! Спасибо!
Цитата Tenyushka ()
...Многим казалось: Туминас не поставит ничего лучше «Онегина». И вот «Эдип». Может, и не лучше, но выше.
Цитата Tenyushka ()
Художник Адомас Яцовскис — половина успеха...сделано так, что в нашем воображении хруст костей.
Цитата Tenyushka ()
Эта штука впервые материализовала русское выражение «всем труба» (предсказание общей и скорой неизбежной гибели). Впервые эти два русских слова превращены в предмет, который без пояснений, без переводчика понятен всем народам Земли.
Цитата Tenyushka ()
Вахтанговское Колесо Судьбы — давит людей.
Цитата Tenyushka ()
...Занавес для Таганского «Гамлета» связали 45 лет назад какие-то старухи в Прибалтике, и оттуда же прикатились в Москву, в Москву, в Москву режиссер Туминас, художник Яцовскис, композитор Латенас (такой яркий и мощный, что непонятно, как его до сих пор не украл Голливуд) — сегодня эти трое абсолютные чемпионы мира.
 
TenyushkaДата: Вторник, 15.11.2016, 00:33 | Сообщение # 489
Восторженный
Группа: Друзья
Сообщений: 674
Статус: Offline
От Михаила Гутермана




 
ГалинкаДата: Среда, 16.11.2016, 15:06 | Сообщение # 490
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3107
Статус: Offline
Tenyushka, спасибо, фото суперские!

Цитата Haty ()
"Эдип" в- декабре, в Питере.

Интересно, а греки в Питере будут?
 
HatyДата: Среда, 16.11.2016, 15:32 | Сообщение # 491
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3271
Статус: Offline
Цитата Галинка ()
Интересно, а греки в Питере будут?
И в следующих московских спектаклях?


Сообщение отредактировал Haty - Среда, 16.11.2016, 15:32
 
ГалинкаДата: Среда, 16.11.2016, 20:14 | Сообщение # 492
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3107
Статус: Offline
Про следующие московские несколько раз встречалась информация, что греки под большим вопросом, уж очень дорого выходит.
 
HatyДата: Среда, 16.11.2016, 20:37 | Сообщение # 493
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3271
Статус: Offline
Цитата Галинка ()
греки под большим вопросом, уж очень дорого выходит
Я тоже думаю - своих научат. ;)
 
ГалинкаДата: Среда, 16.11.2016, 21:08 | Сообщение # 494
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3107
Статус: Offline
Своих-то научат, но говорят, что греки - это что-то фееричное. Хочется, чтоб наши в Питере увидели-услышали именно их :)
 
ГалинкаДата: Понедельник, 21.11.2016, 20:22 | Сообщение # 495
Убеждённый гришеит
Группа: Проверенные
Сообщений: 3107
Статус: Offline
Ещё один отзыв о "Царе Эдипе"
http://twins-en.livejournal.com/109027.html
 
Форум » Творчество » Театр » Вахтанговский. Будни и праздники
Страница 33 из 50«1231323334354950»
Поиск:

Связь с администрацией сайта: antipenko.ucoz.ru@gmail.com
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz