Вторник
27.06.2017
15:23
 
Григорий Антипенко
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Каталог статей | Регистрация | Вход
     Неофициальный сайт. Переходи на черную сторону – у нас весело!  
Меню сайта
Поздравляем!
Категории раздела
Статьи за 2014г [19]
Статьи за 2013г [31]
Друзья сайта
  • Сайт фотохудожника Дмитрия Дубинского
  • Сайт фотохудожника Евгения Люлюкина
  • Сайт фотохудожника Сергея Петрова
  • Сайт фотохудожника Александра Кенденкова
  • Ссылки
  • Театр им.Ермоловой
  • Театр им.Вахтангова
  • Театр на Малой Бронной
  • Другой театр
  • Кино-Театр.ru
  • RUSKINO.RU
  • Современный театр антрепризы
  • Телеканал Россия1
  • Праздники и даты
    Сейчас на сайте

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 1
    Пользователей: 1
    sve83271709
    Главная » Статьи » Статьи за 2013-2014гг » Статьи за 2013г

    Шекспира поставили на пуанты

    "Московский Комсомолец", 12 ноября 2013 года
    Автор: Павел Ященков


    Шекспира поставили на пуанты

    В театре Вахтангова необычная премьера — балет «Отелло». Хотя почему необычная? Хореограф Анжелика Холина ставит тут уже третий спектакль. Публики видимо-невидимо. Премьера вызвала ажиотаж. Несмотря на то что в Большом параллельно идет премьера балета Пьера Лакотта, в зале много балетных.

    Смотрим на сцену. Свет еще не погасили, но уже звучит плеск волн… Когда открыли занавес, девушки в развевающихся синих платьях с задрапированными лицами изображают эти самые волны, перекатываются, музыка и сопровождающий ее женский голос несутся в пространство зала. В центре сцены — конструкция, напоминающая корабль. Крики чаек — и танцовщицы, что сгруппировались у борта корабля, по-птичьи машут руками. На корме, как в «Титанике», двое влюбленных. Это Дездемона, полюбив бесстрашного мавра, убегает из родного дома и вступает с ним в брак. Затем конструкция, освобождая сценическое пространство для танцев, поднимается вверх и оказывается гигантской люстрой, на которой сидят зловещие птицы. Эта великолепная люстра, собственно, и будет на протяжении 2 актов основной декорацией спектакля (художник-сценограф — Мариус Яцовскис).

    Я написал «пространство для танцев», но собственно танцев как таковых в балетном понимании в спектакле и нет. Что-то похожее на танец исполняет Яго, когда впадает в ярость и задумывает коварный план. Есть хореографический, а точнее — акробатический монолог у Кассио. «Танцы» у Дездемоны и Отелло: Дездемона, нежно обнимая Отелло, встает ему на ступни ног, и таким образом они двигаются по сцене. В основном же это перебрасывания друг через друга, перекатывания по сцене, пирамиды — массовка поднимает героя над собой и перегруппировки, похожие на парады физкультурников.

    Это балет, но, конечно, в самом первоначальном понимании этого слова — когда в первых придворных балетах («Комедийный балет королевы» или «Балет фей Сен-Жерменского леса») через пластические сцены излагался сюжет. Как бы там ни было, в этом драмбалете, а точнее, в хореографическом спектакле по пьесе Шекспира все понятно и без слов. Экспериментальное направление вахтанговцев (впрочем, не только у них: в театре Пушкина тоже делают подобные эксперименты) пользуется популярностью и входит в моду. Билетов на предыдущий драмбалет Анжелики Холиной — «Анна Каренина» — не достать.


    В чем тут секрет? Не в простой же доходчивости изложения: шекспировский текст, уложенный в две странички пересказа в программке и в 2 часа 20 минут ненапрягающего пластического действа (хотя есть в некоторых сценах неоправданная затянутость). Особый дар хореографа-постановщика — это работа с кордебалетом. Массовка помимо декоративной, обрамляющей танцы главных героев несет еще и важную «психологическую» функцию. Как и в настоящем балете, в «Отелло» кордебалет помогает ощутить внутренний мир героев, их мысли, сомнения. С мастерством это воплощается, например, во 2-м действии, в сцене ревности Отелло… Кордебалет все с теми же задрапированными лицами (то есть вовсе «без лиц»), словно древнегреческие злобные богини судьбы — парки, опутывает героя паутиной ревности, предательства, окружает в удушающее кольцо, из которого, кажется, не выбраться наружу… Волны-мысли кружат Отелло в этом кольце — словно засасывая в воронку человеческого цунами. В центре этой имеющей глубокий внутренний смысл картины кроме Отелло оказывается и похожий на палача черный человек (также «без лица») — как будто альтер эго главного героя, черная сторона его личности. Именно он толкает Отелло на убийство собственной жены в порыве безумной ревности, а затем снимает свою черную личину, оказываясь Яго (сцена проведена Виктором Добронравовым пластически и психологически точно).

    Признаться, на премьеру «Отелло» я собирался, не рассчитывая увидеть что-то оригинальное: зачем драматическим артистам балет? Они хореографически не выучены — и что может предъявить «городу и миру» Холина? И ошибался. Предъявить она может прежде всего свое совершенно оригинальное, независимое ни от каких авторитетов видение мира и не похожее ни на кого хореографическое мышление. Музыка Пярта в любовной сцене Отелло и Дездемоны в конце первого акта заимствована у Ноймайера. Тем не менее живого классика хореографии Холина не копирует — сочиняет сцену пусть и под ту же музыку, но исключительно в своем ключе. И правильно делает: лучше Ноймайера мизансцену, когда Дездемона медленно разматывает платок, которым обернуты бедра Отелло, не придумаешь. Холина делает любовную сцену, наполненную томлением и нежной грустью, по-своему убедительной.

    Холина умеет работать именно с драматическими актерами, придумывает для них простые и убедительные движения, наполняет их смыслом. На этом, например, построена партия Отелло. Актера Григория Антипенко (Отелло), в отличие от Павла Тэхэда Кардэнаса (Кассио) или Ольги Лерман (Дездемоны), имеющей балетное образование, пластичным не назовешь. Но придуманные для него позы, жесты, взгляды убедительнее целых хореографических сцен. Когда в последней сцене Отелло и Дездемона просто берут друг друга за руки и уходят от зрителя в черноту закулисья, простой этот жест пробирает до дрожи.



    Источник: http://www.mk.ru/culture/theatre/article/2013/11/11/943672-shekspira-postavili-na-puantyi.html
    Категория: Статьи за 2013г | Добавил: ЗачарованNая (12.11.2013)
    Просмотров: 307 | Теги: театр Вахтангова, Григорий Антипенко, Анжелика Холина
    Форма входа

    Объявление
    Поздравляем!
    Новые фотографии
    Комментарии
    Отзыв о спектакле «Отелло» 05.02.2017

    С бельэтажа смотреть спектакл...

    «Медея» 11.01.2016

    Я вас не сильно огорчу, если скажу, что мне не п...

    "Одесса 913" 26.11.2015 (продолжение)

    Отмечу, пока не заб...

    "Одесса 913" 26.11.2015 (продолжение)

    Отмечу, пока не заб...

    "Одесса 913" 26.11.2015

    Девушки, не верьте нашему обоже, ...

    Санкт-Петербург, 13 декабря 2014г. ДК "Выборгский".
    Вчера в чет...

    А что наш Сирано? 15 лет будучи рядом с предметом любви, не имея ни одного сопер...

    Поиск
    Связь с администрацией сайта: antipenko.ucoz.ru@gmail.com
    Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz